понедельник, 16 декабря 2019 г.

Розетки-таймеры электромеханические: характеристики и настройки.

Дёшево стоит чужая боль
Ночью героин, утром гексоген
Скоро на таймере вспыхнет ноль...
(с) Ария/Химера
Собственно, сабж в работе
Приветствую вас после очень долгого затишья, друзья! Сегодня предлагаю вам поговорить о розеточных реле времени (таймерах), ибо, судя по магазину, вещи эти пользуется большой популярностью среди народных масс, но при этом настройка и принцип работы неожиданно вызывают у людей большие затруднения. Здесь мы рассмотрим самый простой в настройке и бюджетный таймер электромеханического типа.

Немного о личном.

Сначала расскажу о том, как я сам дошел до необходимости приобретения подобного устройства. Учтите, что все это происходило тогда, когда я и мечтать не мог не то что об интернете, а даже просто о доступе к ПК; вся информация добывалась из книг и журналов, да при общении с людьми. Когда мне было лет 11-12, я (совместно с парой школьных друзей) поверхностно увлекся аквариумистикой. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности аквариумных обитателей требуется хотя бы минимальный набор специфического оборудования, в том числе большую роль для нормального роста растений в "банке" играет искусственное освещение. И здесь важен не только уровень освещенности, но и продолжительность светового дня. Конечно, с этим у меня были проблемы, и свет в аквариуме включался "ручками" когда придется и выключался таким же образом, когда все ложились спать. Также мне хотелось управлять и работой воздушного компрессора, отключая его на ночь. Да, я знаю, что аэрация воды особенно нужна именно в ночное время, когда не происходит процесс фотосинтеза, но с тем оборудованием, что у меня имелось на тот момент (самый дешевый китайский виброкомпрессор, да купленный с рук советский АЭН-3) не позволяли эксплуатировать их ночью по причине дикого шума, издаваемого этой техникой.
Один из тех моих товарищей, "потомственный" аквариумист, отец которого в юности владел целым аквариумным хозяйством (внушительный стеллаж штук из 6 банок объемом литров по 80-100, я видел это лишь на их семейной архивной VHS-видеокассете и мне это казалось чем-то недостижимым), однажды сказал, что у отца был некий "компьютер", который и занимался тем, что включал/выключал оборудование на той стойке по заданному расписанию. Зная то, что парень был тем еще прихвостнем, я отнесся к этому скептически. Но однажды, прогуливая школу, мы притащились в центр города и он предложил зайти в гости к своей бабушке, где его отец некогда как раз и держал рыб. Мне до сих пор очень хорошо запомнились две вещи с того дня: огромные дедовы бутыли с брагой, стоящие в углу комнаты, из которых по шлангам с бульканьем выходили газы в какую-то банку (т.н. гидрозатвор), и... тот самый "компьютер", используемый в качестве электронных настольных часов! Причем это было явно заводское изделие, имевшее на задней стороне корпуса несколько приборных розеток для подключения нагрузки.

Я, естественно, сразу же возжелал обладать этой вещью, которая пропадает столь бездарно, но никакие уговоры о покупке или обмене на товарища не действовали. Далее начались одиночные рейды по зоомагазинам, и в одном из них удалось таки обнаружить некое китайское подобие советского таймера. Думаю, его аналоги и по сей день можно купить в китайских интернет-магазинах, а тогда предприниматели привозили все из соседнего Китая и продавали "оффлайн". Цена для меня, практически не имевшего тогда карманных денег и потому радующемуся каждому "подарку судьбы", была непомерна. И я начал капать на мозги родителям, что этот таймер мне ну жизненно необходим. Однажды мамина чаша терпения оказалась переполнена, и мы пошли в тот самый зоомагазин. Все было хорошо ровно до того момента, как продавщица стала спрашивать у меня: "Мальчик, а зачем он тебе?". Я растерялся и начал говорить о своих шумных компрессорах, услышал в ответ, что компрессор должен работать круглосуточно, и что прибор этот мне не нужен. Почему-то моя мама в тот момент очень охотно согласилась с продавцом, и все пошло не так.
Дура, блин, тупая, тебе деньги несут, а ты берёшь! Собственно, из зоомагазина я ушел ни с чем, как вы понимаете.
А несколько позже в магазине бытовой техники возле моего дома (хабаровская торговая сеть "Народная Компания") появился механический таймер того самого привычного нам вида, о которых здесь и пойдет речь далее. Был это где-то 2001-2002 год. Стоил он гораздо меньше, чем в специализированном магазине (примерно как и сейчас, кстати - рублей 300). Уже тогда я внимательно рассмотрел его на прилавке и мне был приблизительно понятен принцип его действия. Но заполучить его в своё распоряжение мне тогда опять не удалось, а дальше уже и аквариумная тематика оказалась на время заброшена.
Впервые в жизни розетка-таймер появилась у меня в 2008 году, когда я уже начал зарабатывать какие-то первые деньги, и у меня вновь на время проснулась тяга к аквариумистике. Таймер был электронным, куплен тогда за те же 250-300 рублей в соседнем на тот момент магазине ABB и прослужил лет 5 до выхода из строя литиевого аккумулятора на плате.

На сегодняшний день у меня дома работает один электромеханический таймер (заглавное фото). Он включает конвектор в санузле в зимний период: утром, когда все умываются, и вечером, когда все приходят с работы. При необходимости (на выходных) конвектор включается принудительно с помощью рычажка байпаса (см. ниже).

Назначение.

Розетка-таймер служит для включения/выключения подключенной нагрузки (электроприборов) в заданное время. Наиболее типичные примеры применения:
  • Электроподогрев двигателей внутреннего сгорания автомобилей в ночное время/перед утренним запуском (пожалуй, каждый второй таймер покупают для этого, но есть нюансы).
  • Заблаговременное включение каких-либо нагревательных приборов к моменту прихода людей в помещение.
  • Нагрев накопительных водонагревателей (бойлеров) к моменту прихода людей (сомнительно), либо же по ночам при использовании льготного ночного тарифа.
  • Аналогично использование отопительных электрокотлов в ночное время (обычно требуется дополнительный контактор).
  • Освещение чего-либо в заданный промежуток времени (тот же аквариум, цветы, рассада, реклама и т.д.)

Устройство.

Здесь мы, повторюсь, рассматриваем наиболее бюджетную и распространенную элекромеханическую версию устройства.

Чаще всего применяются суточные таймеры. Важно: слово "суточный" зачастую вводит людей в заблуждение; они думают, что необходимо каждые сутки каким-то образом заново настраивать прибор. На самом деле это не так, а лишь означает, что заданная программа будет повторяться каждые сутки, т.е. каждые 24 часа. Существуют также недельные таймеры - думаю, вы уже догадались, как работают они?)
Типичный представитель
В нижней части корпуса расположена розетка для подключения прибора, которым мы хотим управлять по времени. В верхней - барабан с цифрами и делениями, выполненный по принципу циферблата часов. Он используется для настройки таймера. В центре барабана имеются стрелки, означающие направление вращения при настройке, а также одна стрелка у его кромки, которая показывает текущее время. Процесс установки времени схож с настройкой обычных часов. Правда, в отличии от настоящих часов, здесь лишь одна стрелка - часовая, и не она вращается относительно циферблата, а наоборот - циферблат относительно стрелки =) Разумеется, ни о какой точности здесь речи не идет, она составляет где-то +/- полчаса, но этого обычно достаточно. 

С внешней стороны барабана расположены рычажки/флажки/называйте как хотите, опуская или поднимая их, мы и программируем таймер. В данном случае, на каждый час у нас приходится по два флажка, всего их, соответственно, 24х2=48 шт. Бывают варианты, где на час их 4,то есть всего 96. Это означает, что минимальный временной промежуток, на который наш прибор может быть выключен или включен по таймеру, составляет 30 минут (если у нас 4 флажка на час, то он равен 15 мин). Соответственно, мы можем включить наш прибор на 0.5-1.0-1.5-2.0-...-24.0 часа. Либо на 15-30-45-60-75 мин и т.д. соответственно, если у нас 96 делений.

Иногда барабан с цифрами располагают прямо вокруг розетки для подключения нагрузки, обычно так сделано на тех таймерах с 15-минутным интервалом.
По ту сторону
С обратной стороны корпуса расположена обыкновенная вилка для включения таймера в сеть. Также здесь находится некоторая важная техническая информация, в частности то, что максимальная мощность подключаемой нагрузки не может превышать 3680 Вт при напряжении 230В (при 220 это значение составит ~3,5 кВт), но это касается лишь активной нагрузки! В случае использования индуктивной нагрузки (в т.ч. люминесцентных и светодиодных ламп) производитель предписывает снижать ток с 16 всего до 2А, а это всего 440-460 Вт!
Байпас
Сбоку корпуса всегда имеется байпасный переключатель, он нужен для того, чтобы в случае необходимости можно было включить подключенный прибор не по времени, а принудительно. Это может показаться излишеством, но это не так: если вы выключаете таймер из розетки, чтобы включить прибор напрямую, то время на нем сбивается, часы отстают; чтобы такого не происходило, как раз и используют данный рычажок.

Недельный таймер
Недельный таймер аналогичен суточному, но в отличии от него барабан делает один оборот не за сутки, а за неделю. таким образом, мы можем задать разную программу для каждого дня недели (а можем и одинаковую). Из-за того, что одно включение здесь кратно аж двум часам, я считаю этот вариант неудобным, и предпочитаю использовать в качестве недельных электронные (цифровые) таймеры. Не буду подробно останавливаться на нем: поймете принцип настройки суточного таймера - сможете настраивать и недельный.

Настройка:

Переходим к главному - к настройке. Для начала нам нужно определиться, чего мы хотим. Допустим, я использую двухтарифный счетчик и хочу греть ночью воду в бойлере дешевым электричеством (с 23:00 до 07:00). Мне известно, что время нагрева моего бойлера примерно 2 часа, просыпаюсь я в 6 утра, моюсь полчаса, еще полчаса моется моя девушка (ахаха, моя девушка, смешно, но это ведь просто пример=)). Соответственно, мне нужно сделать так, чтобы бойлер включился в 4:00 и выключился в 7:00.

Для начала я советую поднять все рычажки на барабане таймера вверх, так проще, особенно когда нет опыта в настройке. Это удобно делать каким-то острым длинным предметом: узкой отверткой, ручкой, спицей, крючком и т.д. Можно поднимать по нескольку штук сразу. 
Поднимаем рычажки отверткой
Все рычажки подняты
Суть в следующем: напротив стрелки, которая указывает текущее время на циферблате, в корпусе находится толкатель, который механически связан с микровыключателем, включающим или отключающим наш прибор. Когда таймер включен в сеть, барабан с рычажками начинает вращаться (совершая один оборот в сутки). Если все рычажки подняты, то они не задевают толкатель в корпусе, и наш прибор никогда не включится. Когда мы опускаем один рычажок, то в заданное время прибор включится на полчаса, если опустить два подряд - включится на час, если опустить все - будет работать всегда.
Стрелка указывает на толкатель
Для того, чтобы наш условный бойлер запустился в 4 утра, нам нужно:
1. Опустить все рычажки, начиная с отметки 4 до отметки 7.
2. Установить байпасный переключатель сбоку корпуса в режим работы по таймеру (сдвинуть его в ту сторону, где изображена пиктограмма часов).
3. Максимально точно установить текущее время, вращая барабан по часовой стрелке 
4. Максимально быстро включить таймер в розетку, чтобы время не сбилось.
5. Подключить прибор в таймер.
Все, при выполнении данных условий бойлер автоматически каждый день будет включаться в 4 утра, нагревать воду к 6 и дополнительно подогревать ее до 7 часов, пока люди моются.

Пример следующий - допустим, я использую таймер для включения света в аквариуме. Мне нужно чтобы свет включился в 10:00 и горел до 13:00, далее с 13:00 до 15:00 следует пауза для борьбы с водорослями, затем свет снова включается и работает с 15:00 до 23:00. Изобразим это на циферблате таймера.
Все остальное выполняется аналогично вышеназванным пунктам. Думаю, принцип понятен.

Примечания.


Я говорил о нюансах при использовании таких таймеров при подогреве машин. Дело в том, что в таком случае таймер обычно располагается в холодном гараже или вообще где-то на улице, при этом большинство производителей указывает для них температуру эксплуатации от -10 до +40, а фактически они перестают работать уже при температуре ниже 0 градусов. Учитывайте это при покупке.
Второй нюанс связан с тем, что при отсутствии питания часы таймера тоже останаюливаются, при его возобновлении вновь начинается отсчет. При этом вы можете посмотреть, на сколько отстал таймер, и сделать вывод о том, как долго не было "света".
И еще: механические таймеры работают не бесшумно, они обычно издают своеобразные звуки типа скрежета, шуршания, иногда тиканья. В тихой комнате это заметно, если таймеров несколько - невыносимо. Электронные устройства лишены этих недостатков.

PS: Несколько лет назад я однажды случайно наткнулся где-то в интернете на изображение советских электронных-часов таймера. Тогда мне вновь вспомнилось, как я в детстве желал заполучить подобный прибор. Полез на Авито, нашел в Питере (рублей за 800), заказал. За давностью лет я не ручаюсь, что у моего друга детства были именно такие "часы-программатор", но в общем и целом мечта детства сбылась, гештальт завершен. 
Мечта детства - часы-программатор "Электроника 21-10"
И вот оказалось, что по сложности настройки современным таймерам - не то что механическим, но и электронным - не соперники этому чуду советской инженерии! Вы только посмотрите на количество этих кнопок! Три канала по 150 ВА!) Целая многостраничная книга с описанием функционала и настройки! У меня поначалу опустились руки, но я и с ним разобрался!)
Терминалы для подключения нагрузки
Так что, господа, не позорьтесь, современная техника легка в освоении; не ждите, когда вам все разжуют и в рот готовое положат, а учитесь думать и делать!

Заходите в Instagram: @johnnykhv @i.z.tech

2 комментария:

  1. Необходимость отыгрыша. Вейджер такой повыше, чем для призов за депо коды бездепозитных бонусов. И пока средства не отыграны, исключить их невозможно.

    ОтветитьУдалить
  2. В сети великое инструкций продвижение сайта ссылками по правильному выбору доноров, но почти во всех указан лишь список метрик, коие очень важно испытывать. Мы советуем этого всего уделять на качество плана. Даже в случае если у сайта болезненный DR, гиперссылка с него может быть полезной.

    ОтветитьУдалить

Пожалуйста, укажите кто Вы!