Старые рамы сквозят
Вернись, отопительный сезон
Россияне тебя простят
Любовь не греет. Водка кончилась. Все озябли.
("Метеосводка", Эм Калинин)
Тоже хотите заменить у себя старые стальные стояки отопления на "современный" металлопластик или полипропилен?! Удачи!.. |
Я уже много раз писал, что инженерные коммуникации в нашем доме выполнены настолько уёбищно, насколько это вообще может быть сделано. Нет, изначально, когда стояки отопления и водоснабжения были из обычных чёрных труб - вопросов не было. Дом 82 года постройки, первоначально стояки были заменены где-то через 10+ лет (в первой половине 90-х) на ту же сталь, но вот в 2008 году была произведена очередная замена, но уже на блядский и люто ненавидимый мною металлопластик - благо хоть, что на пресс-фитингах, а не на гайках.
Косвено эта проблема уже упоминалась в старых постах про краны Strong и установку смесителя. Масштаб пиздеца вполне понятен профессионалу: заменить проектные стальные стояки на ненадежный при таком применении полимер, причем не в рамках отдельно взятой квартиры, а по всему дому. "Аккуратность" также зашкаливает: срать хотели слесарюги, что людям придется наблюдать в своём жилье кривые трубы и зоопарк из некрасивых фитингов на них.
Однако же, основной проблемой технического характера при эксплутации данных трубопроводов были текущие по штоку шаровые краны, установленные рабочими. Несомненно, самое дешманское дерьмо, какое смогли найти, без сальниковой гайки. Изначально я ошибочно считал их продукцией VALTEC'а (мои извинения представителям компании - претензий к Вашим ШК не имею) - по всей видимости потому, что МП трубы и пресс-фитинги также были Валтековскими. Что это за чудо-краны - мы так и не разобрались (логотип в виде букы "F", имеются подозрения на Fratelli). "Благодаря" им, тарелочки и мисочки под каждой батареей стали непременным атрибутом квартиры.
Стоит ли говорить о том, что краны закисли и не проворачивались, да и прилагать к ним усилие было просто страшно!
И вот накануне очередного (девятого для этой разводки) отопительного сезона я наконец созрел на внесение изменений. Нет, замену стояков за свой счет на какой-то более предпочтительный для отопления материал я не потяну ни материально (денег на это нет), ни морально (бодаться с УК и соседками-бабками), ни физически. Да и есть ли смысл, когда над тобой еще 3 этажа этих пластмассовых соплей, наполненных кипятком? А вот краны решил поменять именно сейчас - за неделю до начала отопительного сезона. Это внезапно стало навязчивой идеей - "сейчас или никогда"!
Почему-то мне казалось, что в промежутке между отопительными сезонами система отопления многоэтажки стоит заполненная водой - так говорил еще мой дед, который хоть и больше по наитию, а в технике несколько шарил (то же передалось и мне). По логике, это так и должно быть - для снижения коррозионных процессов в трубах и радиаторах. И если принимать это утверждение за правду, то для замены кранов мне необходим был сантехник из УК, которому нужно заплатить за слив стояков, а также заранее подготовить место для работ: посдвигать мебель во всех комнатах, быть дома и следить, чтобы он работал качественно, при этом понимая, что чужой человек никогда не сделает так, как хочется тебе самому... Вот что всегда останавливало.
А тут мне вдруг на выходном взбрело в голову проверить: а правда ли есть в батареях вода? Надо бы открутить накидную гайку на кране, да проверить! Даже тазик подставлять не нужно - он там и так всегда стоит! =)) Собственно, так вот и выяснилось, что в системе - сухо! Ура, полная свобода действий!
Естественно, понадобились новые краны. При почти полном отсутствии денег перед ЗП (вложения в автомобиль + недавний отпуск), это стало проблемой. Кранов нужно было 10 штук, на 3/4", со сгоном. Они должны были совпадать со старыми по длине - скажем, +/- 5мм, т.к. чугунные радиаторы уже висят, да и тубы двигать особо не получится.
Первым делом из запасов были извлечены два крана PROFACTOR (НЕ Strong!), которые изначально предназначались для самодельного аквариумного фильтра из циркуляционного насоса, но на это детище я забил. Они соответствовали всем параметрам, кроме длины - были несколько короче, а также имели недостаток в виде несоосности прохода шара самому крану. Но раз уж надо сэкономить - то надо попытаться применить то, что валяется без дела, это все равно лучше текущей по штоку закисшей арматуры!
В первую очередь я решил заменить краны в кухне - там традиционно возникала самая мощная течь, а также там достаточно удобно работать и висит самый мелкий и легкий радиатор - 3 секции чугуна, который можно и подвинуть попытаться, скомпенсировав разницу в длине старых и новых кранов!
Виден налет от текущего по крану теплоносителя |
Краны ProFactor подверглись доработке: с помощью бормашины (или гравёра - это мой любимый и незаменимый инструмент!) были подточены ограничители на "бабочке", в результате чего удалось добиться соосности отверстий в шарах и корпусов. К сожалению, эти изделия сильно проигрывают в качестве кранам серии Strong, и рекомендовать их к применению я никак не могу. Ход шара очень тугой, требуется "доработка напильником".
Кран слева доработан |
Особое внимание хочется уделить паковке резьб. Как всё это простояло 8 лет, мне решительно непонятно! Там как бы есть лён, но он весь согнан в конец резьбы, к ограничительному буртику фитинга, где иссох и при демонтаже рассыпался в мельчайшую пыль, вызывая у меня приступы аллергии. Резьба - голая. Тем не менее, краны отворачивались с достаточно приличным усилием, и секрет этого прост - силикон. Правда, непонятно, зачем тогда вообще нужен был лён. Типичный быдло-монтаж.
И так везде |
Грязь из СО |
Краны я навернул, используя классический уплотнительный материал - лён с пастой Multipack.
Лён+паста |
Полусгоны кранов были вкручены в радиатор по той же "технологии" - на резьбе силикон, снаружи резьбы - лён. Причем силикона не то пожалели, не то он вступил в какую-то нехорошую реакцию - ибо резьбы в чугунине были загажены настолько, что ввернуть в них новые американки стало проблемой! Приходилось вычищать грязь бормашиной, затем прогонять резьбу ненужным фитингом-уголком, и так по несколько раз, ибо нет нормального сантехинструмента.
Коррозия чугуна |
Убив на все эти рутинные операции кучу времени, пришел вот к такому вот результату:
Низ |
Общий вид |
Позже решил, что раз батареи и их трубы зимой часто используются для сушки белья, полотенец и прочего тряпья, то надо перевернуть верхний кран рукояткой вниз, чтобы было удобнее вешать. Тем более на кухне батарейка совсем маленькая, и полотенца часто висят на трубе. МП труба легко крутится в своем фитинге, так что достаточно ослабить американку и осторожно повернуть на 180°.
Финальный вид кухонной подводки |
На тот день я завершил работы. Но, забегая вперед, к этой батарее мне еще предстоит вернуться.
Работы завершил, но начал поиски подходящих кранов для оставшихся батарей! Хотелось чего-то среднего по цене, не самого дрянного по качеству, ну и подходящего по габаритам. "Наши" (которые на работе продаются) Bugatti были предварительно отметены, как слишком длинные. Китайский I-Tech не рассматривался после знакомства с полипропиленом их производства. Есть еще какой-то якобы итальянский Stout, но что это за марка... Даже на испоганенном МастерСити никто не ответил :)
У конкурентов рассматривались ProFactor Strong (именно Strong!), и Valtec Base/Perfect. Изучались паспорта и каталоги с габаритными размерами, сайты с ценами - люблю я, знаете ли, позанудствовать таким вот образом. И вроде бы какая-то из Валтековских серий подошла идеально, хотя и для Китая, но тут я наткнулся на этот сайт.
Наш Новосибирский ГАЛЛОП! Город вызывает приятные воспоминания, А краны вызывают воспоминания о том, что о них неплохо отзывались на профильных форумах - чуть ли не как об идеале "цена-качество". А цена и вправду радует, даже если она оптовая!
Но вот найти их технические характеристики, габаритные размеры не удалось. И на следующий день я рванул туда на удачу, взяв с собой старый кран в качестве образца. Правда, чувствовал какой-то подвох, и чутьё меня не обмануло: менеджер лениво потыкал в комп, заявил, что "на 3/4 со сгоном Галлопов нет" и предложил какой-то другой неизвестный бренд. Несколько раздосадованный, сажусь в машину, звоню товарищу (а ныне еще и коллеге) и еду в наш "сантехнический" филиал в родной Столичный Двор - смотреть, а не взять ли все таки Бугатти по своей хорошей цене. И обнаруживаю тот самый STOUT, который отлично совпадает по размеру с моим несчастным образцом, и при этом внешне выглядит вполне неплохо - ну не хуже того же Бугатти! А и фиг с ним, была - не была, оплачиваю 6 штук на месте, получаю чек с перемещением и мчусь на нашем красном фургончике еще в одну точку в центр города - туда, где есть нужное количество. И скорее домой - устанавливать!
Вот они, красавчики! |
В сущности, дальнейшие мои действия принципиально ничем не отличались от того, чем я занимался накануне в кухне. Все тот же демонтаж старья, чиста и паковка резьб, установка нового. Неудобно, грязно, воняет, не крутится...
За остаток дня успел заменить все 6 свежекупленных кранов. Первой была комната с потолком.
Сомнительный плюс металлопласта - способность вращаться в фитингах |
Здесь трубы выглядят более чистыми |
Для того, чтобы развить достаточное усилие на сгонном ключе при выкручивании старых/закручивании новых американок, в качестве рычага использую рукоятку разводного ключа вот таким вот образом:
Сгонный ключ неудобен, до для непрофессионального применения сгодится |
Здесь в итоге получилось кривовато из-за того, что нижний кран закручен до упора (места впритык), а кривой кусок трубы в тройнике не повернуть - теряется соосность. Ну да за мебелью не видно.
Готово |
Далее была моя комната. Один из кранов здесь в свое время залил еще не до конца уложенный ламинат, несколько испортив его внешний вид (под столом не видно). Отодвинул стол, и взгляд сразу упал на нижний кран.
Нижний сгон недокручен |
Я так и не понял, в точно тут была проблема, но похоже, что нижний отвод был сделан немного короче верхнего. Из-за этого сгон его крана оказался закручен на 1 оборот! И держался 8 лет на силиконе!
Почти не держится! |
Я думал, что это станет реальной проблемой, и что придется сейчас ехать и искать какой-нибудь короткий удлинитель на 3/4. Но проблема легко решилась без лишних вложений :)
Все те же голые резьбы |
Слить воду из нижнего коллектора батареи можно с помощью тряпочки, опущенной другим концом в какую-нибудь емкость. В ёмкости виден также уголок для прочистки резьбы.
Слив воды из батареи |
Верхняя американка была вкручена до упора, нижняя - на минимальные 4 оборота.
Примерка |
Тут уже стало ясно, что вполне можно обойтись без удлинителя! Верхний кран (он другой, и об этом-ниже) - до упора, нижний - 4 оборота. Здесь не будут вешать бельё, радиатор закрыт столом, поэтому краны стоят рукояткой вверх.
Готово! |
Еще одна комнатка, в которой давно-давно начат и брошен ремонт, можно сказать - хозяйственная. Тут проблема в том, что стояки в коробе, отвернуть их не выйдет, и надо скидывать батарею (6 секций).
Придется снять батарею |
Это было тяжело, но не так тяжело, как повесить ее на место!
Батарея снята |
Ну и привычный финальный вид:
Готово! |
На этом - всё! Краны закончились, свободное время закончилось, началась рабочая неделя! Но внимательный читатель обратил внимание, что в начале я писал о 10 кранах, а сам установил только 2 ProFactor'а и 6 Stout'ов.
А дело все в том, что я пытался прогнозировать. Понимал, что 6 кранов я до конца дня поставить успею, а 8 - скорее всего нет. Что свободного времени до запуска отопления может уже не остаться, а тратить последние деньги на то, что может не пригодиться тебе еще полгода. 28 сентября, а дома подключают к теплу с третьего. Заниматься этим после работы уже тяжело - сильно устаешь за день. На единственный выходной 2 октября намечена загородная поездка.
В сущности, все так и вышло. Но я выкроил деньжат и заказал еще 2 крана в свой магазин. На подъезде повесили объявление о запуске отопления 6 октября. Вечером 5-го два последних крана были заменены (не фотографировал уже).
Последняя парочка :) |
На следующий день директор, который обещал отпустить меня в день подачи тепла, не смог этого сделать. Чуть не поругались немного. Пришлось просить маму подмениться и посидеть дома. Все краны были перекрыты, и ни одна резьба, к счастью, не потекла. Но вот когда я пришел и начал открывать краны... Правильно, на кухне =) Верхний сгон. Переделал только через день - весь лён выдавило, пришлось как следует прочистить резьбу на радиаторе и перепаковать соединение. И всё ОК.
Также дала течь батарея в моей комнате - тоже не впервой. Так и не понял, откуда - но ржавых мест на стыках секций хватает. Будем менять, однако замена на биметалл также влечет за собой определенные вопросы. Типа направления подачи теплоносителя.
Ну и напоследок, подведем итоги:
- Никогда не соглашайтесь на установку пластиковых труб вместо металлических. Особенно это касается центрального отопления. По проекту сталь - будь добр, используй сталь, система проектировалась с учетом применения именно этого материала. Пластик же может рвануть от перегрева/температурного расширения/абразивного износа, то же самое касается и тонкостенных нержавеющих гофр и медных труб. В интернетах можно найти описание трагических последствий таких переделок с человеческими жертвами. У меня ситуация безвыходная, но если бы я знал обо всем этом до замены труб - естественно, на порог бы их не пустил.
- Аналогично - не экономьте на запорной арматуре, не ставьте самые дешевые безродные краны неизвестных марок! Это грозит, как минимум, испорченной отделкой помещения (как у меня), в противном случае - все те же залитые кипятком соседи и риск для собственного здоровья!
- Буквально вчера я случайно наткнулся на блог какого-то хабаровчанина, который страдал от течи МП стояков отопления на компрессионных (!) фитингах, хотел заменить все это на пропилен, а слесари из ЖЭКа пришли и ВНЕЗАПНО сами сделали как надо - чернухой!
- Краны STOUT показались мне весьма неплохими. Субъективно - не хуже тех самых Bugatti. Поживем-увидим. Кстсти, один из кранов попался с обновленной увеличенной рукояткой - очень удобно крутить с минимальным усилием. Берите, если что, такие! Товарищ с работы как раз побывал на Стаутовском семинаре, и ему все понравилось!
- Если кто из компаний Техноресурс или Комплектснаб (Хабаровск) (у вас один адрес и схожий ассортимент, так что я в замешательстве) вдруг наткнется на этот материал - прошу отписаться здесь или в почту по поводу возможности купить эти самые краны ГАЛЛОП - мне интересно потестить!
- PROFACTOR в данном случае разочаровал. Краны приходится открывать разводным ключом - настолько тугие.
- Теперь я, наконец, могу не только убрать с пола тазики, но и ПЕРЕКРЫТЬ РАДИАТОР, когда жарко! Сейчас на улице довольно тепло, и в двух комнатах радиаторы перекрыты.
Мы просто счастливы, что поменяли краны!! И трубы железные. Теперь спокойно перекрываем батареи и живем не поджариваясь.
ОтветитьУдалитьОтсутствие фильтров. Владельцы вебсайтов иногда делятся общественной статистикой биржа ссылок для продвижения сайта, хотя найти наличествие санкций вероятно по резкому понижению популярности, уменьшению видимости и вылету страничек из индекса.
ОтветитьУдалитьЗакупать ссылки стопам для низкочастотных запросов, потом – среднечастотных, последствии – высокочастотных продвижение сайта ссылками. Отбираем страницы, формируем оригинальные анкоры и начинаем находить доноров. Желательно покупать 1-2 бэклинка в день, наиболее – 3-4. Главное – делать все размеренно. Если незамедлительно купить много предназначений, велика возможность попасть под фильтр от Google.
ОтветитьУдалить